Как понравиться начальству?

Начиная свою трудовую деятельность, каждый из нас мечтает быть успешным. Работать лучше всех, глубже всех понимать проблемы своей фирмы, компании, учреждения – все это важно и не подлежит оспариванию. Но не менее важным является умение выстраивать свои отношения с непосредственным начальником/начальницей. Если ваш босс настроен против вас, то все ваши умения и знания могут не помочь, и вы навечно останетесь «серой мышкой» или будете вынуждены сменить место работы.

Независимо от того насколько сложен или деспотичен ваш начальник, вы должны всегда поддерживать с ним/с ней нормальные, а лучше всего – теплые отношения. Причем, именно вы должны управлять этими отношениями. Вас у шефа много, а он у вас один и не вы, а он несет ответственность за вас и ему в значительно большей степени, чем вам самой, нужна помощь и понимание.

Я не буду давать вам рекомендации, как «наступить себе на горло», а попробую убедить и направить в нужное русло. Ведь это, прежде всего, в ваших интересах:

  • Не пытайтесь перевоспитывать своего начальника, если вам не нравится что и как он делает. Вместо этого попробуйте понять его манеру работать, а после этого внести соответствующие коррективы в собственное поведение. Узнайте, в каких аспектах работы он разбирается лучше всего, и обратите на них особое внимание. Вы можете много узнать от вашего шефа, переняв его опыт работы в конкретных вопросах.
  • Поcстарайтесь понять босса. Попробуйте узнать, что ему больше всего нравится, а что нет. Ведь он человек и у него, как и у всех нас, есть слабые и сильные стороны. Не смотрите на него сверху вниз и не сосредоточивайтесь на его негативных чертах. Вам нужно выработать положительное отношение к своему начальнику. Не исключено, что он не такой уж ужасный, просто ваше негативное отношение к нему мешает видеть его позитивные качества.
  • Не держите шефа в неведении. Вы не должны допускать ситуаций, когда начальник узнает о важных событиях в вашей работе или личной жизни из уст других людей. Всегда своевременно  информируйте его, например, о досрочном завершении вашего проекта, возможно возникшей конфликтной рабочей ситуацией в офисе или даже о событиях в вашей личной жизни. Важно, чтобы все эти события были действительно значимыми, и вы являлись бы в них главным действующим лицом. Если вы будете информировать его о событиях, где главными действующими лицами будут другие люди, это уже сплетня. Есть, конечно, начальники любящие сплетни, но вам не следует опускаться до распространения сплетен и слухов, потому что это некрасиво и, в конечном счете, навредит вам в долгосрочной перспективе.
  • Включите своего шефа в командную работу. Если вам поручили руководить какой-то коллективной работой, проследите, чтобы начальник не чувствовал себя аутсайдером и привлеките его, например, к обсуждению. Неважно разбирается он в этом вопросе или нет. Также неважно будете ли вы потом следовать его советам. Здесь задача другая – вы продемонстрируете, что для вас важно его мнение и впоследствии, будьте уверены, он оценит этот дружеский жест.
  • Предлагайте помощь начальнику не дожидаясь его просьбы. Если в разговоре с вами шеф посетует на тяжесть возложенной на него задачи — предложите свою помощь. Если она ему действительно нужна, он не откажется, а вы сможете оказать боссу услугу, и, возможно, по-человечески сблизиться с ним в период совместной работы. Если шеф откажется, то и в этом случае вы только выиграете, потому что он оценит ваш порыв.
  • Всегда держите данное начальнику слово. Это нужно буквально «зарубить на носу». Никогда не обещайте того, что не сможете сделать. Но это не значит, что если он требует выполнить работу на завтра, а это физически невозможно, то вы должны наотрез отказываться. Выберите честный вариант ответа, например: «Я не смогу сделать эту работу на завтра, но если вы дадите мне еще один день, то я это выполню!». Но вот после этого не дай вам Бог не сдержать слово.
  • Старайтесь сами выстраивать свои отношения с шефом. Будьте внимательны к вашему начальнику. Познакомьтесь с ним не как с боссом, а как с человеком. Нащупайте интересные ему темы и самое главное научитесь слушать. Все люди без исключения любят когда их искренне и внимательно слушают. Запомните золотое соотношение словарного общения с шефом – 1:30. Что означает — в среднем на каждые 30 слов начальника должно быть только одно ваше. Как только вы добьетесь понимания, то сможете лучше и эффективнее работать. Но для достижения этой цели с вашей стороны потребуются определенные усилия.
  • Никогда не говорите плохо о вашем боссе за его спиной. Слова имеют способность передаваться из уст в уста. Но это еще не самое плохое. При передаче от одного человека к другому меняется интонация сообщения, его акценты, а также добавляются новые «подробности», очень часто весьма нежелательные для вас. Некоторые вещи вы можете высказать в запале, например, после неудачного разговора с начальником, но если об этих словах станет известно вашему шефу, да еще и «добрые люди» подадут их под соответствующим «соусом», ваши отношения с начальником могут быть испорчены раз и навсегда. Даже ваша самая близкая и верная подруга по работе может невольно выдать вас, поэтому лучше держите свои негативные суждения при себе.
  • Научитесь правильно льстить. Это крайняя мера, но очень эффективная. Пользоваться лестью нужно очень и очень осторожно. Лучше всего, если это будет заслуженная положительная оценка деятельности вашего начальника. Человек, о котором вы хорошо отзываетесь, «автоматически» начинает хорошо относиться к вам. Но убедитесь, что ваша похвала искренняя, как в глазах босса, так и в глазах коллег.

ОТ АВТОРА: Мои ответы в комментариях являются мнением частного лица, а не рекомендацией специалиста. Я пытаюсь ответить всем без исключения, но к сожалению физически не успеваю изучать длинные истории, анализировать их, задавать по ним вопросы и потом подробно отвечать, а также я не имею возможности сопровождать ваши ситуации, потому что для этого требуется огромное количество свободного времени, а у меня его очень мало.

В связи с этим, очень прошу вас задавать конкретные вопросы по теме статьи, не расчитывать, что я буду консультировать в комментариях или сопровождать вашу ситуацию.

Конечно, вы можете проигнорировать мою просьбу (что многие и делают), но в таком случае будьте готовы к тому, что я могу вам не ответить. Это не вопрос принципа, а исключительно времени и моих физических возможностей. Не обижайтесь.

Если Вы хотите получить квалифицированную помощь, пожалуйста, обращайтесь за консультацией, и я с полной отдачей посвящу Вам свое время и знания.

C уважением и надеждой на понимание, Фредерика


Об авторе: Фредерика Келлерова

(Frederica Karolina Keller Ph.D.) Врач-психотерапевт и сексопатолог (Koloa, HI, /USA/). Образование: 3-й медицинский факультет Карлова университета (клиническая психиатрия); резидентура в США (психиатрия, сексопатология). Занимаюсь частной практикой. К сожалению, не очень хорошо говорю по-русски (пишу намного лучше). Замужем, двое детей.