Особенности воспитания близнецов

Воспитание близнецов это решение уникальных воспитательных задач, и развязывание сложных проблем. С первых дней жизни родителям близнецов необходимо заботиться о своих новорожденных как о самостоятельных личностях. Это, по сути, означает, что необходимо найти то, что отличает каждого из них, обнаружить у них индивидуальные качества и особенности, но при этом учитывать тесную взаимосвязь, которая всегда присутствует у близнецов.

Это не знчит, что к близнецам нужно относиться по-разному. Так делать категорически нельзя, потому что это вызовет трудности в дальнейшей жизни близнецов. Но одновременно нельзя не учитывать уникальность каждого из них.
Несмотря на близость и связь близнецов, которая прослеживается с младенческого возраста, организация воспитательного процесса с ними так, вроде это один ребенок, но только лишь по стечению обстоятельств произведенный на свет дважды, считается одной из форм жестокого обращения с детьми.
Сначала близнецы очень похожи друг на друга, но в каждом из них начинают проявляться индивидуальные личностные качества. Обычно, первый человек, который начинает безошибочно различать близнецов – их мама. Каждый из детей по-своему выражает привязанность, по-своему реагирует на ласку, тепло, кормление и успокаивание. Мать близнецов различает их не по внешним признакам, а прежде всего по особенностям поведения и реакции. Например, один ребенок будет спокойным, с которым общаться намного легче, другой может задавать больше хлопот – плакать и кричать.

Именно в первые дни, недели, месяцы, формируются индивидуальные черты каждого из детей-близнецов. При правильном воспитании эти черты будут все больше и яснее проявляться. От этого берет начало развития чувства индивидуальности каждого из детей. Естественно, многое у близнецов является общим: вещи, игрушки и т.д., особенно в младенческом возрасте. Но родители, заинтересованные в развитии индивидуальности, должны сокращать количество «общих» вещей, по мере того, как дети будут становиться старше.

Например, каждый близнец должен иметь что-то свое. Какие-то игрушки и элементы одежды должны отличаться. У каждого должно быть что-то, личное, принадлежащее только ему.

Сложившиеся стереотипы предполагают одевание близнецов в одинаковую одежду, дарение им одинаковых (а еще хуже — общих) игрушек. Постельное белье, туалетные принадлежности, тарелки, чашки, карандаши, сладости и даже поощрения и наказания – все одинаковое или общее. Многие родители находят это даже очень привлекательным, веселым и умильным. К сожалению, такой подход убивает индивидуальность детей, лишает их возможности выработать определенные навыки общения в обществе в отрыве друг от друга. Я еще раз повторю, что воспитывать близнецов как одного ребенка «умноженного на 2» – преступление. Таким образом, создается самодостаточная, но замкнутая и хрупкая структура из двух человек. Хорошо, если после такого воспитания они смогут всю жизнь провести вместе, а если нет…?

Делая различия между детьми, родители позволяют каждому из близнецов получить опыт собственных эмоциональных переживаний. Они учатся делиться, уважать права и чувства друг друга. А родственная связь между близнецами будет существовать и без помощи родителей.

Начиная с дошкольного возраста, родители должны активно поощрять близнецов делать не общий, а собственный выбор. Только в этом случае можно рассчитывать на полноценное развитие каждого из них в цельную  независимую личность.

Об авторе Фредерика Келлерова

Врач-психотерапевт(PhD) и сексопатолог /Koloa, Hawaii, USA/. Образование: Карлов университет (Прага), 3-й медицинский факультет. Специализация - клиническая психиатрия, психология, патопсихология. Резидентура (психиатрия, сексопатология) в США. В настоящее время занимаюсь частной психотерапевтической практикой, преподаю в университете. Психология - моё хобби. Изучаю русский язык. Замужем, двое детей.