Главная / Стиль жизни / Этикет / Основы делового этикета

Основы делового этикета

Деловой этикет очень важен в профессиональном современном мире. Соблюдение определенных правил не только позволит вам предстать в выгодном свете, но также поможет вашему бизнесу или карьере. В этой статье мы дадим несколько важных советов по основам делового этикета, соблюдая которые вы покладете солидную пригоршню золотых монет в копилку вашего успеха.

При сегодняшней конкуренции уже недостаточно быть просто хорошим работником или знать правила ведения бизнеса, как прикладной задачи. Людей, обладающих подобными качествами много, поэтому наряду со всем этим, решающую роль в вашем продвижении по службе или в успешном заключении выгодного контракта играет и то внешнее впечатление, которое вы производите на коллег, партнеров и руководителей.

То как вы говорите, ходите, что носите и даже то, как вы едите, оказывает влияние на возможность получить, или утратить работу, заключить выгодную сделку или потерять ее.
Есть немало случаев, когда выгодные сделки проваливаются из-за, казалось бы, мелочей, а неправильный жест и неуместно сказанное слово, может стоить хорошо оплачиваемой работы. Так происходит не потому, что кто-то хочет к вам придраться по пустякам, и по этой причине придает значение немаловажным, с вашей точки зрения, фактам. Все это — последствия конкуренции.
Когда вы приходите в магазин и перед вами на полках лежат несколько примерно одинаковых по цене и составу продуктов, вы сами того не замечая, начинаете осуществлять свой выбор ориентируясь на дополнительные признаки – бренд, реклама, красивая упаковка, привлекательный внешний вид и т.д. То есть, если покупатель имеет возможность выбора из равноценных продуктов, он неизбежно будет искать дополнительные «зацепки» для того, чтобы сделать окончательный выбор.

В деловом мире принцип аналогичный — на одно рабочее место претендуют несколько кандидатов и все они красивые и все умные. На одно хорошее бизнес предложение есть еще несколько не менее хороших и выгодных.

Ваш босс и сослуживцы

С таким большим количеством людей, работающих вокруг вас, вы должны понять одну простую вещь – со всеми нужно поддерживать нормальные отношения. Недооценка этой необходимости может стоить вам очень дорого. Неосторожно высказанное в «курилке» отрицательное мнение (даже по большому секрету) по поводу кого-то из коллег, впоследствии может обернуться разрушением нормальных взаимоотношений «со всеми вытекающими…».

Будьте почтительны и вежливы с коллегами, проявляйте дипломатичность даже во время разговоров на бытовые темы. Не поддавайтесь на провокации, когда в вашем присутствии обсуждают кого-то или «моют кости» начальству. Не хочу вас пугать, но очень часты случаи, когда это делается намеренно, чтобы спровоцировать вашу ответную реакцию.

Начальство не любит неожиданностей. Вы должны позаботиться о том, чтобы ваш босс своевременно знал о принятии вами важных решений. Руководителя нельзя «удивлять» даже в положительном смысле этого слова. Непредсказуемый подчиненный – источник потенциальной опасности.

Будьте социально активны и вежливы

Это важный фактор, о котором необходимо постоянно помнить. Социальная активность это не значит — дружба с сослуживцами «взахлёб» и совместное распитие коктейлей, но вместе с тем, вы не должны замыкаться в себе. Общайтесь с коллегами, которые разделяют вместе с вами одно рабочее пространство. Только ни в коем случае не нужно жаловаться на свои проблемы, какими бы тяжелыми и сложными они ни были. Ваши проблемы можете обсуждать с подругами, друзьями, родственниками, но только не на работе. Ни к чему не обязывающие, не напрягающие вопросы и такие же ответы, позволят вам заслужить репутацию всегда открытого для общения и приветливого человека.

Кроме того, вам придется освоить такой прием, как правильное рукопожатие. Для женщин это сейчас тоже актуально, но правила рукопожатия — тема для отдельной статьи.

Одежда и речь

Убедитесь в том, что вы всегда придерживаетесь правил при выборе одежды для работы. И даже если в вашей фирме отсутствует дресс-код, выбирайте одежду соответствующую  работе, а не пляжному отдыху или вечеринке. То, как вы одеваетесь, создает ваш образ и позволяет делать выводы об уважении к коллегам и партнерам по бизнесу.

Что же касается речи, сделайте все возможное, чтобы ни при каких обстоятельствах не срываться на жаргон или грубость. Если вы думаете, что подобные «отступления» покажут вашу демократичность, смею заверить – это глубокое заблуждение. По меньшей мере, наличие паразитных и «крепких словечек», будет свидетельствовать о том, что ваших знаний и понимания предмета не хватает для того, чтобы оперировать профессиональным речевым набором.

Пунктуальность

Никогда не опаздывайте! К назначенной встрече всегда приходите заранее – «Лучше на 2 часа раньше, чем на 5 минут позже». Некоторые намеренно опаздывают, полагая, что таким образом демонстрируют свою чрезвычайную «занятость». На самом деле, опаздывая, вы проявляете высшую степень пренебрежения интересами своих визави. И они это понимают и именно так это интерпретируют.

Не придя вовремя на встречу с возможными партнерами, опоздав на конференцию, заставив подчиненного ждать вас в приемной — вы только теряете «положительные баллы».

Мобильный телефон

Когда мобильной связи не было – все обстояло проще. Но вошедший в нашу жизнь мобильный телефон, заставил установить дополнительные правила этикета. Использование мобильной связи создает самые большие неудобства, поэтому вы всегда должны контролировать состояние вашего мобильного аппарата и вовремя переводить его в беззвучный режим.

Безусловным приоритетом во время общения должен пользоваться тот собеседник с которым вы общаетесь непосредственно. На практике, большинство людей совершает одну и ту же ошибку – как только слышат вызов, без зазрения совести прерывают беседу и отвечают на звонок. Этого делать нельзя, потому что расценивается как грубость и невоспитанность.

Исключение может быть сделано только, если вам звонит ваш руководитель или вы ожидаете экстренного сообщения. Но в таком случае, обязательно предупредите своего собеседника заранее – извинитесь и скажите, что будете вынуждены ответить на звонок в ходе беседы. Конечно же, таким приемом нельзя злоупотреблять.

Письма и телефонные звонки

В отношении писем и телефонных переговоров тоже следует соблюдать определенные правила.

Всегда отвечайте на все письма. В письмах будьте лаконичны и кратки, не заставляйте людей читать большие объемы текста и не забрасывайте ссылками, в которых можно запутаться.

Разговаривая по телефону, следите за тем, чтобы речь ваша была четкой и ясной, идентифицируйте себя и не ставьте собеседника в неловкое положение, вынуждая его переспрашивать. Обещав перезвонить, всегда следите за тем, чтобы обязательно совершить ответный звонок, даже если вам нечего сказать. На том конце провода не знают, что никакой информации нет, и все равно ждут вашего звонка.

Об авторе: Джон Романенко

Психоаналитик (Торонто). Работаю старшим менеджером по персоналу в GreenWood Oil Inc (Канада). По приглашению провожу мотивационные и обучающие тренинги в различных компаниях. Я по-настоящему счастливый человек, у нас с женой пятеро детей.