Главная / Стиль жизни / Карьера / Клевета на рабочем месте

Клевета на рабочем месте

Стать жертвой клеветы или дурных слухов – одна из самых серьезных неприятностей, которая может случиться с вами на работе. От этого плохо не только Вам, но страдает и весь коллектив, снижается производительность, а морально-психологический климат претерпевает негативные изменения, что, конечно же, отрицательно сказывается на взаимоотношениях сотрудников.

Для начала приведу реальный пример. Сотрудница одной уважаемой фирмы, назовем ее Ольга, обратилась ко мне в письме и рассказала такую историю:

«Я работаю в своей организации уже более 4-х лет. До сих пор все было нормально, но в последние несколько недель я начала замечать кардинальные изменения в отношении ко мне моих коллег, особенно тех, кто знает меня сравнительно недавно. Общаясь с ними, я чувствую, как они напряжены, стараются не подходить ко мне без надобности, ограничиваясь исключительно решением производственных вопросов. Причины такого странного поведения мне были неизвестны, но спустя некоторое время удалось случайно услышать, как группа сотрудников обсуждала меня. Люди говорили о том, что якобы я распространяю наркотики и советовали друг другу держаться от меня подальше. Я была шокирована.

Через пару недель до меня дошли новые слухи о том, что я сама являюсь наркоманкой, а еще примерно через месяц – о том, что я больна СПИДом! Мой босс недавно вызвал меня и сообщил, что мое предполагаемое повышение откладывается на неопределенный срок, а в намечавшуюся очень интересную командировку вместо меня поедет другой сотрудник. Все это я  связываю с распространяемыми ложными слухами.

Я не знаю, кто и зачем клевещет на меня, но моя жизнь на работе стала почти невыносимой. Меня перестали приглашать на Дни Рождения в офисе, никто не хочет вместе со мной идти домой с работы, даже если ему по дороге. Что мне теперь делать? Ольга»

То, что случилось с Ольгой – ужасно. Если вы никогда не сталкивались с такими или похожими вещами, считайте, что вам очень повезло, но большинству из нас, так или иначе приходится иметь дело с чем-то подобным, если и не в качестве «главного героя», то хотя бы в качестве наблюдателя.

Рождение и эволюция клеветы

Эволюция распространения клеветы очень хорошо передана в опере Джоаккино Россини «Севильский цирюльник», где словами Базилио – учителя музыки, коротко и понятно рассказано, как распространяется клевета и какова ее конечная цель:

Клевета вначале сладко
ветерочком чуть-чуть порхает.
И, как будто бы украдкой,
слух людской едва ласкает,
и журчит, как ручеёк, как ручеёк,
тихо, тайно, полегоньку
проползает всюду, всюду,
незаметно, потихоньку,
постепенно всему люду
ум и сердце, наполняет, наполняет
и из уст в уста летает,
как затверженный урок.
Всё сильнее с каждым часом
возникает толкованье,

Вот гремит уж общим гласом,
стало общим клеветанье,
вот, как буря, разразилось,
загремело, покатилось,
неудержною волной.
Гул сильней всё нарастает,
в ужасе трепещут люди,
и, как бомба, разрываясь,
клевета всё потрясает
и колеблет мир земной.
Тот же, кто был цель гоненья,
претерпев все униженья,
погибает в общем мненье,
поражённый клеветой,
да, клеветой!

Клевета, ложные слухи и оговоры никогда не возникают сами по себе, их распространяют люди, которые вас окружают. Поэтому причины возникновения клеветы нельзя рассматривать в отрыве от тех людей, которые эту клевету продуцируют – инициаторы клеветы или «клеветники», а также и тех, кто распространяет клевету.

Клеветников я разделяю на три категории:

  • «манипулятор» – использует клевету для достижения конкретных целей, например, если решается вопрос о замещении вакантной высокой должности, в числе соискателей на которую значится и сам манипулятор, он может попытаться очернить «конкурентов», чтобы лишить их возможности претендовать на повышение, оставшись, таким образом, безальтернативной кандидатурой в глазах начальства.
  • «мститель» – применяет клевету как средство мести за «что-то» (неважно за что)
  • «спортсмен» — может клеветать и распространять ложные слухи без определенной цели, а только ради «спортивного» интереса, чтобы посмотреть, как люди, возможно даже бывшие друзья, «сталкиваются лбами».

Инициаторы клеветы, в своей деятельности, рассчитывают на две категории людей – «распространителей» и «оценщиков».

  • распространители — это могут быть люди падкие на всякие «офисные новости», страдающие безудержным желанием «поделиться» только что услышанной тайной, а также и те,
    кто не испытывают к объекту клеветы симпатии, а может быть имеют свои собственные интересы в очернении конкретного человека, но сами не решаются его оклеветать. Однако, как только клевета начинает распространяться, они с «чистой совестью» ее подхватывают, мол, «…не я это начал».
  • оценщики – не являются прямыми распространителями клеветы (не хотят пачкаться), однако вносят свою лепту в дело закрепления негативного мнения по отношению к очерненному человеку и обычно «вступают в дело» на завершающей стадии распространения ложных слухов. Вы хорошо знаете такой тип людей. Во время обсуждений слухов, когда сторонники распространения клеветы и защитники объекта клеветнической атаки (а таковые обязательно есть) сходятся в споре на тему: «правда/неправда», оценщики, молча, слушают, а затем многозначительно произносят: «Может быть не все правда, но что-то в этом есть…». Особо хочется отметить опасность оценщиков в период, когда клеветнические слухи стихают не находя практического подтверждения. Именно оценщики, произнося саркаментальную фразу – «… ну вы с ней все равно будьте поосторожней, ведь дыма без огня не бывает», снова порождают сомнения в порядочности оклеветанного человека.

Как относиться к клевете

  • Одни люди могут долгое время игнорировать вопросы, связанные с необоснованными слухами и словесными нападками, не уделяя клевете должного внимания, думая, что все это временно.
  • Однако слухи – порождение клеветы, имеют тенденцию нарастать как снежный ком, поэтому меры для спасения своего доброго имени необходимо принимать без промедления.
  • Другие люди часто ошибаются, полагая, что слухи — это скрытая и неявная информация, которой они в полной мере не владеют, что препятствует им открыто заявить о существующей проблеме.
  • Здесь нужно понимать и отдавать себе отчет в том, что, несмотря на кажущуюся приватность и скрытность, клевета является серьезным вопросом, который может повлиять на карьеру человека и людей, вовлеченных во все это, а также привести к отрицательным последствиям для репутации всей фирмы или организации.

Реакция администрации на клевету

Руководители и менеджеры по персоналу (сотрудники отделов кадров) не могут и не имеют права игнорировать даже самые «безобидные» слухи, которые, в конечном итоге могут привести к снижению производительности, падению репутации организации и оттоку квалифицированных кадров.

Боссы любого уровня обязаны разбираться и пресекать любые попытки распространения клеветы в самом зародыше. Проводить инструктирование новых сотрудников, специально останавливаясь на этом вопросе. Если работа в коллективе поставлена правильно, то инициаторы клеветы выявляются очень быстро, после чего следует немедленное суровое наказание вплоть до увольнения.

По крайней мере, так должно быть, но, к сожалению, не всегда так бывает на практике.

Как бороться с клеветой на работе

Как только вы почувствовали, что вокруг вас «сгущаются тучи», немедленно «бейте тревогу»!

Ни в коем случае нельзя бороться с клеветой теми же методами, которыми она распространяется, то есть – при помощи обсуждений в «курилке» или путем «выяснения отношений». Клевета боится открытости, как пламя боится воды, и чем раньше вы начнете тушить пожар, тем легче будет погасить, пока только разгорающийся, костер ложных слухов и обвинений.

Первое что нужно сделать – поставить в известность руководство и менеджера по персоналу, объяснив им свои опасения и изложив известные вам факты. Грамотные руководители прекрасно знают, как поступать в таких случаях, и в самое ближайшее время ваш вопрос будет положительно решен, а репутация спасена.

Если вы не найдете поддержки в лице руководства (непосредственного и вышестоящего), действуйте самостоятельно. Используйте любое ближайшее собрание коллектива (или сами его инициируйте), чтобы выступить и во всеуслышание заявить о проблеме. При этом не стесняйтесь называть имена и фамилии тех, от кого вы получили неприятную для себя информацию, а также обстоятельства, при которых это произошло, даже если с вас взяли слово «никому не говорить». Помните, что речь идет о вашем будущем. Здесь не место детским играм «в секреты» и «в обещания».

Ваша реакция на клевету должна быть молниеносной, только в этом случае вы сможете рассчитывать на победу без потерь или с минимальными потерями. Но перед тем как предпринимать что-либо убедитесь в том, что вы проинформировали руководство и менеджера по персоналу. Учитывая, что ваш непосредственный босс может быть сам вовлеченным (или заинтересованным) в распространении клеветы насчет вас, не ограничивайтесь информированием только вашего непосредственного руководителя. Как минимум два, а лучше три представителя администрации, не находящихся в прямой зависимости друг от друга, должны быть введены в курс дела. Для «усиления» вы можете изложить ситуацию в виде писем (или заявлений) и направить их представителям администрации по официальным каналам (с регистрацией, уведомлением о получении и т.д.).

Клевета на рабочем месте – это очень серьезно и если вы стали объектом клеветы, то обязаны использовать все возможности для сохранения своего доброго имени, иначе — можете опоздать. Опоздание не смертельно, в любом случае отчаиваться не нужно, но бороться будет уже намного тяжелее.

Об авторе: Джон Романенко

Психоаналитик (Торонто). Работаю старшим менеджером по персоналу в GreenWood Oil Inc (Канада). По приглашению провожу мотивационные и обучающие тренинги в различных компаниях. Я по-настоящему счастливый человек, у нас с женой пятеро детей.

Cache : 0.23MB/0.00083 sec